|
|
Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и неосознаваемое — сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки.
Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее. Раз, возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для нее момент жизни ребенка воздействует на его поведение и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причем постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка «Ты все можешь!» победит установку «Неумеха, ничего у тебя не получается!», но только в том случае, если ребенок действительно будет получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (учение, рисование, лепка, пение и т. д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребенка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их необязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребенку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, а мудрость — глупость, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Внимательно рассмотрите часто встречающиеся негативные родительские установки, обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки.
Проанализируйте, какие директивы, оценки, и установки вы даете своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребенке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ - ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Негативные установки
|
Позитивные установки
|
Сказав так:
|
Подумайте о последствиях:
|
И вовремя исправьтесь:
|
"Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить..."
|
Замкнутость, отчужденность, безынициативность, подчиняемость, угодливость, приверженность стереотипному поведению.
|
"Будь собой, у каждого в жизни есть друзья!"
|
"Горе ты мое!"
|
Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.
|
"Счастье мое, радость моя!"
|
"Плакса-вакса, нытик!"
|
Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, повышенное эмоциональное напряжение, страхи.
|
"Поплачь, будет легче..."
|
"Вот дурашка, все готов раздать..."
|
Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.
|
"Молодец, что делишься с другими!"
|
"Не твоего ума дело!..."
|
Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчужденность, конфликты с родителями.
|
"А ты как думаешь?..."
|
"Ты совсем, как твой папа (мама)..."
|
Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя.
|
"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!"
|
"Ничего не умеешь делать, неумейка!"
|
Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.
|
"Попробуй еще, у тебя обязательно получится!"
|
"Не кричи так, оглохнешь!"
|
Скрытая агрессия, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.
|
"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!..."
|
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке).
"Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике)
|
Нарушения в психоэмоциональном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.
|
"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
|
"Неряха, грязнуля!"
|
Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.
|
"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
|
"Ты плохой, обижаешь маму, я от тебя уйду к другому ребенку!..."
|
Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушения сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.
|
"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!"
|
"Жизнь очень трудна: вырастешь - узнаешь!.."
|
Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм.
|
"Жизнь интересна и прекрасна! Все будет хорошо!"
|
"Уйди с глаз моих, встань в угол!"
|
Нарушение взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.
|
"Иди ко мне, давай во всем разберемся вместе!"
|
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"
|
Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверхконтроля, ощущение одиночества и тревоги.
|
"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь..."
|
"Ах ты, гадкий утенок! И в кого ты такой некрасивый!"
|
Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.
|
"Как ты мне нравишься!"
|
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!"
|
Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.
|
"Смелее, ты все можешь сам!"
|
"Всегда ты не вовремя, подожди..."
|
Отчужденность, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение.
|
"Давай я тебе помогу!"
|
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!"
|
Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.
|
"Держи себя в руках, уважай людей!"
|
Естественно, список установок может быть намного больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребенка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям?…
• Я сейчас занят(а)…
• Посмотри, что ты натворил!
• Это надо делать не так…
• Неправильно!
• Когда же ты научишься?
• Сколько раз я тебе говорила!…
• Ты сведешь меня с ума!
• Вечно ты во все лезешь!
• Уйди от меня!
• Встань в угол!
|
А эти слова ласкают душу ребенка:
• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Спасибо!
• Что бы мы без тебя делали?!
• Иди ко мне!
• Садись с нами!..
• Я помогу тебе...
• Я радуюсь твоим успехам!
• Что бы ни случилось, твой дом — твоя крепость.
• Расскажи мне, что с тобой...
|
Все эти «словечки» крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребенку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребенку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребенок — не беспомощная «соломинка на ветру», не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на нее наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстин-
ктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не от опыта и знаний родителей, а от их умения чувствовать и догадываться.
Так догадывайтесь!
|
|
|